aah5713_scrpe_a.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Страницы ..... 1 ..... 2 ..... 3..... 4 ..... 5..... 6 ..... Оглавление

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти источник: https://scrpe.ru

Явление которое существует в РФ достаточно давно и сколько они существуют, столько идут споры относительно того, на каких условиях они могут существовать, какова их природа, каковы особенности их статуса и т. д.

Территориальные органы действуют как элемент федеральной системы Органов исполнительной власти. Разделение предметов ведения, разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ привело к тому, что ФЗ “Об общих принципах организации” № 184-ФЗ фактически запретил возложение функций территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (дальше - ТОФОИВ) на органы исполнительной власти субъектов РФ.Соответственно, вопрос их подчиненности решается однозначно – это всегда только федеральные органы исполнительной власти. А не получается ли в результате такого последовательного разграничения, что территориальные органы есть структурные подразделения соответствующих федеральных органов исполнительной власти? Вроде как такое жесткое административное увязывание только с соответствующим федеральным органом и никак не с органом субъекта льет воду именно на эту мельницу.

Сегодня деятельность территориальных органов регламентирована Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (Что касается Постановления Правительства РФ «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» от 27 мая 1993 г. N 491 – оно формально сохраняет силу, но фактически не применяется.)

Правительство в типовом регламенте установило правила создания и деятельности ТОФОИВ и уже самим фактом включения именно в этот регламент отнесла ТОФОИВ к самостоятельным органам исполнительной власти. Если это были структурные подразделения, то и деятельность их регламентировалась бы типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утвержден правительством в том же 2005 году). ТОФОИВ – являются самостоятельными органами исполнительной власти, их компетенция определяется положением о ТОФОИВ. Специфика ТОФОИВ сводится фактически к тому, что его компетенция производна от компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти (Эта производность предполагает, что федеральный орган не может своим территориальным органам больше полномочий, чем имеет сам).

Принципиальная разница с передачей осуществления части полномочий по соглашению – здесь предполагается, что нет никаких гарантий самостоятельного осуществления этих полномочий (это все равно не собственные полномочия органа субъекта РФ, которому они переданы, федеральный орган может здесь в любой момент вмешаться, сам приступить к реализации этих же полномочий). С территориальными органами так не получается. ТОФОИВ имеет самостоятельную защищенную компетенцию, у него есть право осуществлять полномочия в рамках компетенции самостоятельно и пересмотр решений ТОФОИВ возможен, только если они противоречат закону или иному НПА, но не по принципу – “мне не нравится, как мой территориальный орган принял решение”.

Несколько раз конституционный суд был вынужден рассматривать вопрос о территориальных пределах деятельности ТОФОИВ

Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П: налоговые органы в соответствии с принципом единства экономической системы РФ относятся к единой системе федеральных органов и выступают территориальными налоговыми органами.

Определение Конституционного Суда РФ от 13.01.2000 N 10-О «Из нормы статьи 78 (часть 1) Конституции Российской Федерации не вытекает необходимость распространения сферы деятельности КРУ Министерства финансов Российской Федерации как его территориальных органов исключительно на территории субъектов Российской Федерации». КС РФ сформулировал идею о том, что территориальный орган, создаваемый федеральным органом исполнительной власти, может иметь любую территориальную сферу деятельности (можно создать по субъектам, по федеральным округам, межрегиональные органы и т.д.). Федеральный орган исполнительной власти здесь ничем не связан – это механизм реализации им его полномочий, соответственно правительство или суды здесь вмешиваться не вправе, и если органам субъектов РФ что-то не нравится, то они могут оставить свое недовольство при себе.

ФНС создавала подразделения по работе с крупными налогоплательщиками, называя их территориальными органами. Такой территориальный орган действовал на территории всей РФ, но только работал с особыми субъектами. Но тогда возникает вопрос – почему их тогда называют территориальными. Поэтому имея право определять территориальную сферу деятельности, федеральные органы исполнительной власти связаны самой природой территориального органа.

При всем разделении, существующем между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов существуют формы участия органов субъектов в формировании территориального органа

Постановление Конституционного Суда РФ от 10.12.1997 N 19-П Регулирование порядка назначения руководителя органа внутренних дел субъекта Российской Федерации, должно осуществляться с учетом организационно - функционального единства системы органов внутренних дел. В то же время орган внутренних дел в субъекте Российской Федерации имеет двойственную природу, так как выступает и в качестве органа исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, что обусловливает необходимость согласования кандидатуры его руководителя с субъектом Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П Если на территориальные органы возлагаются полномочия Российской Федерации по вопросам совместного ведения, то федеральный законодатель вправе предусмотреть возможность согласования с законодательным органом субъекта Российской Федерации назначения на должность руководителей этих территориальных органов (ст. 24 Федерального закона №184-ФЗ).

Этот принцип, сформулированный КС РФ вошел в Указ Президента РФ от 2 июля 2005 года №773 Установить, что федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

> Страницы ..... 1 ..... 2 ..... 3..... 4 ..... 5..... 6 ..... Оглавление

Страницы ..... 1 ..... 2 ..... 3..... 4 ..... 5..... 6 ..... Оглавление

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти источник: https://scrpe.ru

Явление которое существует в РФ достаточно давно и сколько они существуют, столько идут споры относительно того, на каких условиях они могут существовать, какова их природа, каковы особенности их статуса и т. д.

Территориальные органы действуют как элемент федеральной системы Органов исполнительной власти. Разделение предметов ведения, разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ привело к тому, что ФЗ “Об общих принципах организации” № 184-ФЗ фактически запретил возложение функций территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (дальше - ТОФОИВ) на органы исполнительной власти субъектов РФ.Соответственно, вопрос их подчиненности решается однозначно – это всегда только федеральные органы исполнительной власти. А не получается ли в результате такого последовательного разграничения, что территориальные органы есть структурные подразделения соответствующих федеральных органов исполнительной власти? Вроде как такое жесткое административное увязывание только с соответствующим федеральным органом и никак не с органом субъекта льет воду именно на эту мельницу.

Сегодня деятельность территориальных органов регламентирована Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (Что касается Постановления Правительства РФ «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» от 27 мая 1993 г. N 491 – оно формально сохраняет силу, но фактически не применяется.)

Правительство в типовом регламенте установило правила создания и деятельности ТОФОИВ и уже самим фактом включения именно в этот регламент отнесла ТОФОИВ к самостоятельным органам исполнительной власти. Если это были структурные подразделения, то и деятельность их регламентировалась бы типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утвержден правительством в том же 2005 году). ТОФОИВ – являются самостоятельными органами исполнительной власти, их компетенция определяется положением о ТОФОИВ. Специфика ТОФОИВ сводится фактически к тому, что его компетенция производна от компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти (Эта производность предполагает, что федеральный орган не может своим территориальным органам больше полномочий, чем имеет сам).

Принципиальная разница с передачей осуществления части полномочий по соглашению – здесь предполагается, что нет никаких гарантий самостоятельного осуществления этих полномочий (это все равно не собственные полномочия органа субъекта РФ, которому они переданы, федеральный орган может здесь в любой момент вмешаться, сам приступить к реализации этих же полномочий). С территориальными органами так не получается. ТОФОИВ имеет самостоятельную защищенную компетенцию, у него есть право осуществлять полномочия в рамках компетенции самостоятельно и пересмотр решений ТОФОИВ возможен, только если они противоречат закону или иному НПА, но не по принципу – “мне не нравится, как мой территориальный орган принял решение”.

Несколько раз конституционный суд был вынужден рассматривать вопрос о территориальных пределах деятельности ТОФОИВ

Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П: налоговые органы в соответствии с принципом единства экономической системы РФ относятся к единой системе федеральных органов и выступают территориальными налоговыми органами.

Определение Конституционного Суда РФ от 13.01.2000 N 10-О «Из нормы статьи 78 (часть 1) Конституции Российской Федерации не вытекает необходимость распространения сферы деятельности КРУ Министерства финансов Российской Федерации как его территориальных органов исключительно на территории субъектов Российской Федерации». КС РФ сформулировал идею о том, что территориальный орган, создаваемый федеральным органом исполнительной власти, может иметь любую территориальную сферу деятельности (можно создать по субъектам, по федеральным округам, межрегиональные органы и т.д.). Федеральный орган исполнительной власти здесь ничем не связан – это механизм реализации им его полномочий, соответственно правительство или суды здесь вмешиваться не вправе, и если органам субъектов РФ что-то не нравится, то они могут оставить свое недовольство при себе.

ФНС создавала подразделения по работе с крупными налогоплательщиками, называя их территориальными органами. Такой территориальный орган действовал на территории всей РФ, но только работал с особыми субъектами. Но тогда возникает вопрос – почему их тогда называют территориальными. Поэтому имея право определять территориальную сферу деятельности, федеральные органы исполнительной власти связаны самой природой территориального органа.

При всем разделении, существующем между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов существуют формы участия органов субъектов в формировании территориального органа

Постановление Конституционного Суда РФ от 10.12.1997 N 19-П Регулирование порядка назначения руководителя органа внутренних дел субъекта Российской Федерации, должно осуществляться с учетом организационно - функционального единства системы органов внутренних дел. В то же время орган внутренних дел в субъекте Российской Федерации имеет двойственную природу, так как выступает и в качестве органа исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, что обусловливает необходимость согласования кандидатуры его руководителя с субъектом Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П Если на территориальные органы возлагаются полномочия Российской Федерации по вопросам совместного ведения, то федеральный законодатель вправе предусмотреть возможность согласования с законодательным органом субъекта Российской Федерации назначения на должность руководителей этих территориальных органов (ст. 24 Федерального закона №184-ФЗ).

Этот принцип, сформулированный КС РФ вошел в Указ Президента РФ от 2 июля 2005 года №773 Установить, что федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Страницы ..... 1 ..... 2 ..... 3..... 4 ..... 5..... 6 ..... Оглавление

Яндекс.Метрика