aah5713_scrpe_a.

Служба как правовой институт

Страницы ..... 1 ..... 2 ..... 3..... 4 ..... 5..... 6 ..... Оглавление

Служба как правовой институт источник: https://scrpe.ru

Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению осуществления полномочий государственных органов (формулировка действующего законодательства)

Такой подход не является единственно возможным, как с точки зрения отечественного опыта, так и зарубежного. Понимание государственной службы может быть гораздо шире (Смотри модель 1)

Публичная и государственная служба: модели

1. общей публичной деятельности. Государственная служба здесь - любая деятельность, которая направленная на выполнение функций государства и которая оплачивается за счет государства. Все, что сегодня принято называть бюджетной сферой, что касается выполнения деятельности в государственных организациях и учреждения – это все при таком подходе можно назвать государственной службой – так делают во многих странах, понимая, что социальные, финансовые условия работы в государственных организациях отличаются от работы в организациях частных. Государственных организации имеют более ограниченные размеры финансирования, их деятельность сконцентрирована на социальный результат, а не на прибыли, и в этих условиях, те кто работают в государственных организациях нуждаются в дополнительных мерах социальной защиты.

2. Исключительно обеспечения осуществления государственной власти (см. определение выше) 

Почему Российское законодательство использует понятие государственной службы именно в этом смысле? Наше государство во время реформы системы правового регулирования государственной службы (началась в 1993 году) переживало не лучшие времена. Соответственно, было понятно, что обеспечить достаточные меры социальной защиты, которые бы обеспечивали конкрурентноспособность позиций в госструктурах по сравнению с частными организациями для всей бюджетной сферы невозможно из-за дефицита ресурсов. Поэтому, государство выделило тех, кто работает в государственных органах, а точнее еще более узко – тех, кто имеет какое-либо отношение к осуществлению государственной власти (обеспечивает ее осуществление), т. к. если не обеспечить достаточную социальную защиту тем, кто имеет отношение к власти сейчас, то они будут использовать эту власть для того, чтобы заработать деньги. (Такая логика не сильно помогла изжить коррупцию, не способствовала социальному развитию и т. д. Но в этом лежит корень выделения государственной службы как специального правового института, т. к в историю советского государства предпосылок для этого вообще не было)

Правовая природа института Государственной Службы. Здесь есть две теории, сформировавшиеся в литературе

1) Статутная – предполагает исключительное доминирование нормативно-правового регулирования, должностные инструкции, административные регламенты государственных органов полностью определяют все условия прохождения службы. Соответственно, эта теория предполагает, что никакого влияния на круг своих полномочий, на условия прохождения службы служащий не имеет  эта теория глобально ведет к признанию государственной службы административно-правовым институтом, потому что механизм регулирования, и соответственно, принципы регулирования в этом случае будут такие, которые характерны для административного права

2) Договорная – Пытается найти общие черты между регулированием государственной службы и труда. Эта теория предполагает, что договор заключается и при поступлении на государственную службу тоже, правда называется служебным контрактом, но все равно нужно сформулировать условия службы и служащий должен под ними подписаться, выразить свою волю на прохождение службы на данных условиях в государственном органе. Поскольку есть договор, то есть воля его сторон, значит мы имеем дело с договорными отношениями, очень похожими на трудовыми, когда работник соглашается с работодателем выполнять трудовую деятельность на определенных условиях  ГС – разновидность трудовой деятельности.

Законодательство, действовавшее до 2004 года очень сильно помогало сторонникам трудового подхода, потому что в законе 1995 года было написано следующее - отношения ГС регулируются трудовым законодательством с особенностями законодательства о государственной службы. С 2004 года ситуация радикально поменялась - Ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ и субъектов содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

 Подход законодателя изменился: теперь законодатель стремится полноценно урегулировать все отношения государственной службы и вывести его из регулированием трудовым правом и урегулировать как отдельный административно-правовой институт

Закон о государственной гражданской службе по сравнению с законом об основах государственной службы стал в 5 раз толще, в него были перенесены многие нормы из трудового законодательства, применявшиеся раньше к служебным отношениям. Само перенесение было во многом неудовлетворительным, т. к. многие институты были просто скопированы из трудового кодекса. Без переосмысления их содержания в новом контексте (например, основания прекращения служебного контракта полностью скопированы из трудового законодательства)  Пока законодательство о государственной службе остается на очень неудовлетворительном уровне развития, поскольку в нем не отражена та специфика, которая должна бы отражаться, а специфика действительно есть. Юридически государственная служба регулируется иначе, чем трудовые отношения, а значит она представляет собой с точки зрения принципов, свойств, особенностей правового регулирования самостоятельный (в смысле – независимый от трудового законодательства) институт и в регулировании государственной службы больше принципов, особенностей и норм, которые имеют административно-правовой стиль, которые больше увязаны с нормами административного права и принципами административно-правового регулирования.

Сегодня мы не можем в полной мере еще говорить, что у нас есть полноценно сформировавшийся административно-правовой институт ГС, (из-за масштабного копирования из трудового законодательства), но у нас сегодня есть очень серьезные законодательные предпосылки к формированию такого института государственной службы, причем административно-правового. Закон, который хотя бы вырвал из трудового законодательства эти отношения и обозначил их по другому уже серьезная предпосылка, для того, чтобы в будущем законодательство о государственной службе развивалось по своим правилам, принципам, не завися от трудового законодательства

Система государственной службы

1) федеральная

– гражданская (в т.ч. альтернативная гражданская)

– военная

– правоохранительная

2)государственная служба субъектов РФ

Законодательство о

государственной службе

– Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ

"О системе государственной службы Российской Федерации"

– Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации“

– Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ

"Об альтернативной гражданской службе"

– Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

"О воинской обязанности и военной службе“

– Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ

"О службе в таможенных органах Российской Федерации"

– Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ

"О государственной службе российского казачества"

– Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции"

– Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"

> Страницы ..... 1 ..... 2 ..... 3..... 4 ..... 5..... 6 ..... Оглавление

Страницы ..... 1 ..... 2 ..... 3..... 4 ..... 5..... 6 ..... Оглавление

Служба как правовой институт источник: https://scrpe.ru

Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению осуществления полномочий государственных органов (формулировка действующего законодательства)

Такой подход не является единственно возможным, как с точки зрения отечественного опыта, так и зарубежного. Понимание государственной службы может быть гораздо шире (Смотри модель 1)

Публичная и государственная служба: модели

1. общей публичной деятельности. Государственная служба здесь - любая деятельность, которая направленная на выполнение функций государства и которая оплачивается за счет государства. Все, что сегодня принято называть бюджетной сферой, что касается выполнения деятельности в государственных организациях и учреждения – это все при таком подходе можно назвать государственной службой – так делают во многих странах, понимая, что социальные, финансовые условия работы в государственных организациях отличаются от работы в организациях частных. Государственных организации имеют более ограниченные размеры финансирования, их деятельность сконцентрирована на социальный результат, а не на прибыли, и в этих условиях, те кто работают в государственных организациях нуждаются в дополнительных мерах социальной защиты.

2. Исключительно обеспечения осуществления государственной власти (см. определение выше) 

Почему Российское законодательство использует понятие государственной службы именно в этом смысле? Наше государство во время реформы системы правового регулирования государственной службы (началась в 1993 году) переживало не лучшие времена. Соответственно, было понятно, что обеспечить достаточные меры социальной защиты, которые бы обеспечивали конкрурентноспособность позиций в госструктурах по сравнению с частными организациями для всей бюджетной сферы невозможно из-за дефицита ресурсов. Поэтому, государство выделило тех, кто работает в государственных органах, а точнее еще более узко – тех, кто имеет какое-либо отношение к осуществлению государственной власти (обеспечивает ее осуществление), т. к. если не обеспечить достаточную социальную защиту тем, кто имеет отношение к власти сейчас, то они будут использовать эту власть для того, чтобы заработать деньги. (Такая логика не сильно помогла изжить коррупцию, не способствовала социальному развитию и т. д. Но в этом лежит корень выделения государственной службы как специального правового института, т. к в историю советского государства предпосылок для этого вообще не было)

Правовая природа института Государственной Службы. Здесь есть две теории, сформировавшиеся в литературе

1) Статутная – предполагает исключительное доминирование нормативно-правового регулирования, должностные инструкции, административные регламенты государственных органов полностью определяют все условия прохождения службы. Соответственно, эта теория предполагает, что никакого влияния на круг своих полномочий, на условия прохождения службы служащий не имеет  эта теория глобально ведет к признанию государственной службы административно-правовым институтом, потому что механизм регулирования, и соответственно, принципы регулирования в этом случае будут такие, которые характерны для административного права

2) Договорная – Пытается найти общие черты между регулированием государственной службы и труда. Эта теория предполагает, что договор заключается и при поступлении на государственную службу тоже, правда называется служебным контрактом, но все равно нужно сформулировать условия службы и служащий должен под ними подписаться, выразить свою волю на прохождение службы на данных условиях в государственном органе. Поскольку есть договор, то есть воля его сторон, значит мы имеем дело с договорными отношениями, очень похожими на трудовыми, когда работник соглашается с работодателем выполнять трудовую деятельность на определенных условиях  ГС – разновидность трудовой деятельности.

Законодательство, действовавшее до 2004 года очень сильно помогало сторонникам трудового подхода, потому что в законе 1995 года было написано следующее - отношения ГС регулируются трудовым законодательством с особенностями законодательства о государственной службы. С 2004 года ситуация радикально поменялась - Ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ и субъектов содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

 Подход законодателя изменился: теперь законодатель стремится полноценно урегулировать все отношения государственной службы и вывести его из регулированием трудовым правом и урегулировать как отдельный административно-правовой институт

Закон о государственной гражданской службе по сравнению с законом об основах государственной службы стал в 5 раз толще, в него были перенесены многие нормы из трудового законодательства, применявшиеся раньше к служебным отношениям. Само перенесение было во многом неудовлетворительным, т. к. многие институты были просто скопированы из трудового кодекса. Без переосмысления их содержания в новом контексте (например, основания прекращения служебного контракта полностью скопированы из трудового законодательства)  Пока законодательство о государственной службе остается на очень неудовлетворительном уровне развития, поскольку в нем не отражена та специфика, которая должна бы отражаться, а специфика действительно есть. Юридически государственная служба регулируется иначе, чем трудовые отношения, а значит она представляет собой с точки зрения принципов, свойств, особенностей правового регулирования самостоятельный (в смысле – независимый от трудового законодательства) институт и в регулировании государственной службы больше принципов, особенностей и норм, которые имеют административно-правовой стиль, которые больше увязаны с нормами административного права и принципами административно-правового регулирования.

Сегодня мы не можем в полной мере еще говорить, что у нас есть полноценно сформировавшийся административно-правовой институт ГС, (из-за масштабного копирования из трудового законодательства), но у нас сегодня есть очень серьезные законодательные предпосылки к формированию такого института государственной службы, причем административно-правового. Закон, который хотя бы вырвал из трудового законодательства эти отношения и обозначил их по другому уже серьезная предпосылка, для того, чтобы в будущем законодательство о государственной службе развивалось по своим правилам, принципам, не завися от трудового законодательства

Система государственной службы

1) федеральная

– гражданская (в т.ч. альтернативная гражданская)

– военная

– правоохранительная

2)государственная служба субъектов РФ

Законодательство о

государственной службе

– Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ

"О системе государственной службы Российской Федерации"

– Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации“

– Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ

"Об альтернативной гражданской службе"

– Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

"О воинской обязанности и военной службе“

– Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ

"О службе в таможенных органах Российской Федерации"

– Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ

"О государственной службе российского казачества"

– Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции"

– Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"

Страницы ..... 1 ..... 2 ..... 3..... 4 ..... 5..... 6 ..... Оглавление

Яндекс.Метрика