aah5713_scrpe_a.

Беженцы

Страницы ..... 1 ..... 2 ..... 3..... 4 ..... 5..... 6 ..... Оглавление

Беженцы источник: https://scrpe.ru

При рассмотрении правового статуса иностранных граждан, необходимо отметить, что права иностранных граждан в нашей стране могут быть ограничены по сравнению с правами граждан РФ в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства, здоровья, нравственности, прав и законных интересов российских граждан. Не предоставление иностранным гражданам ряда прав обусловлено тем, что функции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти - прерогатива исключительно граждан нашей страны.

Как было выяснено ранее, Конституция устанавливает, что обладание большинством прав и свобод не зависит от наличия или отсутствия гражданства РФ у лица («каждый имеет право...», «каждому гарантируется...»). Однако существуют права, реализация которых доступна только гражданам России. Например, право участвовать в управлении делами государства. В ст. 31 пункте 1 Конституции РФ указывается: «Граждане Российской федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Такое ограничение по кругу лиц обоснованно тем, что данное право выражает суверенитет народа, служит формой осуществления принадлежащей ему власти. Согласно пункту 4 указанной выше статьи иностранные граждане так же не имеют доступа к государственной службе. ФЗ от 27 июля 2004 г. устанавливает среди ограничений доступа гражданина к гражданской службе выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства, наличие гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Иностранные граждане не несут воинской обязанности, которая предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, ее прохождение, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. Ведь согласно статье 59 Конституции защищать Отечество должны граждане РФ. Норма об иностранных гражданах включена в военное законодательство Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и предусматривает прохождение ими военной службы по контракту (ст. 32).

Ст. 14 Всеобщей декларации права человека провозглашает, что каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Российская Федерация признает нормы международного права и предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства (ст. 63 КРФ). Под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного местожительства. Предоставление политического убежища является актом осуществления государственного суверенитета, и просьба иностранного гражданина или лица без гражданства, поданная в порядке, установленном российскими нормативными актами, не обязывает уполномоченные государственные органы удовлетворять подобные обращения. Предоставление политического убежища должно соответствовать государственным интересам РФ, не принижая при этом значения общепризнанных принципов и норм международного права. РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые ищут убежища и защиты, т.е. политически преследуемому лицу, под которым Женевская конвенция о беженцах понимает каждого, кто по причине его расовой, религиозной, национальной, социальной принадлежности или за политические убеждения подвергается преследованию с угрозой для жизни или ограничению личной свободы либо с достаточными основаниями опасается такого преследования. Российские правила предполагают предоставление политического убежища и защиту за деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом и нормам международного права. В свою очередь преследование по политическим мотивам, согласно российским правилам, должно быть направлено непосредственно против лица, которое обращается с ходатайством о предоставлении политического убежища. Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ, который вступает в силу со дня его подписания. Что касается юридических последствий получения политического убежища, то такое лицо получает возможность пользоваться на территории РФ правами и свободами и нести обязанности наравне с российскими гражданами, кроме установленных федеральными законами или международными договорами ограничений. Одновременно РФ принимает на себя обязательство о невыдаче такого лица другому государству.

Относительно свободы передвижения, правовой статус иностранного гражданина несколько отличается от правового статуса гражданина РФ. Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. К данным территориям относятся:

1. Территории закрытых административно-территориальных образований. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан. Возможность ограничения на въезд и (или) постоянное проживание на территории такого образования предусмотрена также Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании».

2. Территории с регламентированным посещением для иностранных граждан. Их перечень установлен Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан».

3. Территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение. Согласно ст. 11 ФКЗ «О чрезвычайном положении» ограничения на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства, могут быть установлены указом Президента Российской Федерации на период действия чрезвычайного положения.

4. Территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания.

5. Территории закрытых военных городков.

6. Территории (объекты), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции.

7. Зоны экологического бедствия - ими объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

8. Пограничная зона. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону может осуществляться только по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений.

9. Объекты и организации Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований;

10. Объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

11. Другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

Иностранному гражданину, который временно проживает в Российской Федерации запрещено по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, а также избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Об этом иностранные граждане предупреждаются под расписку при получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Статья 12 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» лишает иностранных граждан как активного, так и пассивного избирательного права, а равно права на участие в референдуме на федеральном и региональном уровнях. Допускается только участие постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан к избирательному процессу на муниципальном уровне и к местному референдуму.

Как мы видим, иностранный гражданин, законно находящийся на территории Российской Федерации, не имеет полностью идентичного комплекса прав и свобод с тем, которым располагают граждане России. Однако это обусловлено стремлением законодателя обеспечить правопорядок и безопасность государства, и не ограничивает естественных прав иностранного гражданина.

> Страницы ..... 1 ..... 2 ..... 3..... 4 ..... 5..... 6 ..... Оглавление

Страницы ..... 1 ..... 2 ..... 3..... 4 ..... 5..... 6 ..... Оглавление

Беженцы источник: https://scrpe.ru

При рассмотрении правового статуса иностранных граждан, необходимо отметить, что права иностранных граждан в нашей стране могут быть ограничены по сравнению с правами граждан РФ в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства, здоровья, нравственности, прав и законных интересов российских граждан. Не предоставление иностранным гражданам ряда прав обусловлено тем, что функции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти - прерогатива исключительно граждан нашей страны.

Как было выяснено ранее, Конституция устанавливает, что обладание большинством прав и свобод не зависит от наличия или отсутствия гражданства РФ у лица («каждый имеет право...», «каждому гарантируется...»). Однако существуют права, реализация которых доступна только гражданам России. Например, право участвовать в управлении делами государства. В ст. 31 пункте 1 Конституции РФ указывается: «Граждане Российской федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Такое ограничение по кругу лиц обоснованно тем, что данное право выражает суверенитет народа, служит формой осуществления принадлежащей ему власти. Согласно пункту 4 указанной выше статьи иностранные граждане так же не имеют доступа к государственной службе. ФЗ от 27 июля 2004 г. устанавливает среди ограничений доступа гражданина к гражданской службе выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства, наличие гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Иностранные граждане не несут воинской обязанности, которая предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, ее прохождение, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. Ведь согласно статье 59 Конституции защищать Отечество должны граждане РФ. Норма об иностранных гражданах включена в военное законодательство Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и предусматривает прохождение ими военной службы по контракту (ст. 32).

Ст. 14 Всеобщей декларации права человека провозглашает, что каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Российская Федерация признает нормы международного права и предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства (ст. 63 КРФ). Под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного местожительства. Предоставление политического убежища является актом осуществления государственного суверенитета, и просьба иностранного гражданина или лица без гражданства, поданная в порядке, установленном российскими нормативными актами, не обязывает уполномоченные государственные органы удовлетворять подобные обращения. Предоставление политического убежища должно соответствовать государственным интересам РФ, не принижая при этом значения общепризнанных принципов и норм международного права. РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые ищут убежища и защиты, т.е. политически преследуемому лицу, под которым Женевская конвенция о беженцах понимает каждого, кто по причине его расовой, религиозной, национальной, социальной принадлежности или за политические убеждения подвергается преследованию с угрозой для жизни или ограничению личной свободы либо с достаточными основаниями опасается такого преследования. Российские правила предполагают предоставление политического убежища и защиту за деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом и нормам международного права. В свою очередь преследование по политическим мотивам, согласно российским правилам, должно быть направлено непосредственно против лица, которое обращается с ходатайством о предоставлении политического убежища. Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ, который вступает в силу со дня его подписания. Что касается юридических последствий получения политического убежища, то такое лицо получает возможность пользоваться на территории РФ правами и свободами и нести обязанности наравне с российскими гражданами, кроме установленных федеральными законами или международными договорами ограничений. Одновременно РФ принимает на себя обязательство о невыдаче такого лица другому государству.

Относительно свободы передвижения, правовой статус иностранного гражданина несколько отличается от правового статуса гражданина РФ. Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. К данным территориям относятся:

1. Территории закрытых административно-территориальных образований. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан. Возможность ограничения на въезд и (или) постоянное проживание на территории такого образования предусмотрена также Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании».

2. Территории с регламентированным посещением для иностранных граждан. Их перечень установлен Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан».

3. Территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение. Согласно ст. 11 ФКЗ «О чрезвычайном положении» ограничения на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства, могут быть установлены указом Президента Российской Федерации на период действия чрезвычайного положения.

4. Территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания.

5. Территории закрытых военных городков.

6. Территории (объекты), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции.

7. Зоны экологического бедствия - ими объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

8. Пограничная зона. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону может осуществляться только по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений.

9. Объекты и организации Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований;

10. Объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

11. Другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

Иностранному гражданину, который временно проживает в Российской Федерации запрещено по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, а также избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Об этом иностранные граждане предупреждаются под расписку при получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Статья 12 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» лишает иностранных граждан как активного, так и пассивного избирательного права, а равно права на участие в референдуме на федеральном и региональном уровнях. Допускается только участие постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан к избирательному процессу на муниципальном уровне и к местному референдуму.

Как мы видим, иностранный гражданин, законно находящийся на территории Российской Федерации, не имеет полностью идентичного комплекса прав и свобод с тем, которым располагают граждане России. Однако это обусловлено стремлением законодателя обеспечить правопорядок и безопасность государства, и не ограничивает естественных прав иностранного гражданина.

Страницы ..... 1 ..... 2 ..... 3..... 4 ..... 5..... 6 ..... Оглавление

Яндекс.Метрика